• ГУО "Дубровская средняя школа Лельчицкого района"
  

Обратный отсчет

До Дня Великой Победы 8 дней

Праздники Беларуси

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

Р.С.Сидоренко

25.06.2015

 

Инструктивно-методическое письмо

«О работе педагогических коллективов учреждений образования,

реализующих образовательную программу специального

образования на уровне общего среднего образования,

образовательную программу специального образования на уровне

общего среднего образования для лиц с интеллектуальной

недостаточностью,

в 2015/2016 учебном году»

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В 2015/2016 учебном году деятельность системы специального образования будет направлена на:

развитие инклюзивных процессов в образовании; повышение качества интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития; создание специальных условий для получения профессионального образования лицами с особенностями психофизического развития в учреждениях среднего специального и высшего образования; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с особенностями психофизического развития в условиях учреждений специального образования, интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования; формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития через использование средств массовой информации, проведение инклюзивных творческих, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с участием обучающихся с особенностями психофизического развития и их законных представителей.

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Деятельность учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, регулируют следующие нормативные правовые акты:

-Кодекс Республики Беларусь об образовании;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. №90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №132 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе- інтэрнаце) і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. №94 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб дапаможнай школе (дапаможнай школе-інтэрнаце) і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь»);

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. №233 «Об утверждении положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2012 г. №87 «Об утверждении положения о Совете руководителей учреждений специального образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. №253 «Об утверждении инструкции о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. №130 «Об утверждении инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики

Беларусь»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июня 2011 г. № 48/55 «Об утверждении Инструкции о порядке организации получения специального образования в учреждении социального обслуживания»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. №247 «Об утверждении Положения о группе продленного дня специальной общеобразовательной школы,

вспомогательной школы»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 247 «Об утверждении Инструкции о порядке организации подвоза обучающихся»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13 июля 2011 г. №69 «Аб некаторых пытаннях вывучэння моў асобнымі катэгорыямі асоб з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 октября 2011 № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 января 2010 г. № 3 «Об утверждении Положения о проведении республиканского фестиваля художественного творчества «Вясёлкавы карагод»;

-постановление Министерства образования республики Беларусь от 17 октября 2012 г. №123 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 апреля 2014 г. №44 «Об утверждении Инструкции о проведении республиканского конкурса «Лучшее учреждение специального образования»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 93 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 июня 2015 г. №47 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на 2015/2016 учебный год»;

-Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июня 2010 г. №60 «Об утверждении образовательного стандарта специального образования»;

-постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. №33 «Аб устанаўленні формы даведкі аб засваенні зместу адукацыйнай праграмы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі»;

-постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 197 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» и о признании утратившими силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № 176».

При организации образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, необходимо руководствоваться также:

-постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыi»;

-постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»;

-постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2015 г. № 38 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2015/2016 навучальны год»;

-постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего

образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов.

Обращаем внимание, что по вопросам функционирования, не урегулированных нормативной правовой базой специального образования, учреждения образования, реализующие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, осуществляют свою деятельность в соответствии с

законодательством Республики Беларусь.

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

При организации образовательного процесса для учащихся с особенностями психофизического развития следует руководствоваться «Пералікам падручнікаў і вучэбных дапаможнікаў, якія прыгодныя для выкарыстання ў школьных бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, 6 якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі ў 2015/2016 навучальным годзе», который опубликован в «Зборніку нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» (№ 10, 2015). В 2015 году продолжается работа по обновлению учебно- методического обеспечения образовательного процесса, издаются учебные пособия, получившее гриф «Допущено Министерством образования Республики Беларусь» (приложение). По плану выпуска методической литературы к началу 2015/2016 учебного года издается пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, автора П.И. Новицкого «Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата». Напоминаем, что действующие учебные программы для учреждений специального образования размещены на сайтах отдела специального образования Министерства образования Республики Беларусь www.asabliva.by и Национального института образования www.adu.by. На национальном образовательном портале размещены новые учебные программы, которые вступают в силу с 1 сентября 2015 г.: учебная программа «Музыка» для I—V классов первого отделения вспомогательной школы с русским (белорусским) языком обучения; учебная программа «Социально-бытовая ориентировка» для I—V классов первого отделения вспомогательной школы с русским (белорусским) языком обучения; учебная программа «Социально-бытовая ориентировка» для VI— X классов первого отделения вспомогательной школы с русским (белорусским) языком обучения. В 2015/2016 учебном году будет продолжена опытная проверка учебных пособий для учреждений специального образования. Опытную проверку будут проходить учебные пособия:

для вспомогательной школы:

Бобла І. М. і інш. Буквар, 2 кл., 2011;

Бобла І. М. і інш. Пропісь 1, 2 кл., 2011;

Бобла І. М. і інш. Пропісь 2, 2 кл., 2011;

Бобла І. М. і інш. Пропісь 3, 2 кл., 2011;

Ляшчынская Т. Л., Чэркас А. Л. Беларуская мова, 3 кл., 2010;

Бобла І. М. і інш. Літаратурнае чытанне, 3 кл., 2010;

Лещинская Т. Л., Янучек С. М. Русский язык, 3 кл., 2010;

Бобла И. М. и др. Литературное чтение, 3 кл., 2010;

Змушко А. М. Беларуская мова, 5 кл., 2008;

Гриханов В. П., Шилова Е. С. Математика, 3 кл., 2010;

Гриханов В. П. Математика, 4 кл., 2011;

Шинкаренко В. А. и др. Трудовое обучение.

Ремонтно-строительные работы в быту, 6–10 кл., 2011.

для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи с русским языком обучения:

Змушко А. М. Беларуская мова і чытанне (6 клас), 5 кл., 2006;

Змушко А. М. Беларуская мова і чытанне, 6 кл., 2008;

Считаем необходимым в новом учебном году совершенствовать работу по планированию общей потребности в учебных изданиях для учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, их распределению и использованию в образовательном процессе. Для системы специального образования разработаны справочно- информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК) по учебным предметам для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (легкой, умеренной, тяжелой). Разработанные ЭУМК представляют для педагогов широкие возможности проектирования адаптивно-адаптирующей образовательной среды с реализацией принципиально новых методов, форм, средств обучения и использованием новых подходов к организации образовательного процесса.

Разработанные электронные модули ЭУМК можно сгруппировать по четырем основным направлениям:

коммуникативное развитие: «Элементы грамоты и развитие речи», «Русский язык», «Литературное чтение»;

социальное развитие: «Ориентировка в окружающем мире», «Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальная адаптация»;

эстетическое развитие: «Изобразительное искусство», «Изобразительная деятельность», «Музыка», «Музыкально- ритмические занятия»;

математическое развитие: «Элементы арифметики», «Математика».

Целью создания справочно-информационных модулей ЭУМК является методическая поддержка в электронном виде существующих учебных изданий, оптимизация процесса подготовки учителя- дефектолога к проведению учебных и коррекционных занятий для учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях современного информационного общества.

 

Разработанные контрольно-диагностические модули (КДМ) педагогические работники могут использовать на всех этапах педагогического обследования учащихся с интеллектуальной недостаточностью с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей. Использование таких новых диагностических средств позволяет повысить уровень мотивации учащихся, задать индивидуальный темп и объем выполнения задания, т.е. персонифицировать процесс коррекционно-развивающего обучения, оперативно увидеть результат выполнения задания и оценку его выполнения.

Интерактивные модули ЭУМК предоставляют возможность организовать образовательный процесс с учащимися с интеллектуальной недостаточностью как на учебных и коррекционных занятиях, так и во внеклассной работе под руководством учителя- дефектолога, воспитателя. ЭУМК размещены на национальном образовательном портале по адресу e-vedy.adu.by в разделе «Электронные образовательные ресурсы»/«Специальное образование»/. Обращаем внимание, что право доступа к ЭУМК предоставляется пользователям, зарегистрированным на национальном образовательном портале. При регистрации в графе «преподаваемый предмет» необходимо указать «специальное образование». Дополнительную информацию об ЭУМК можно получить в лаборатории специального образования НИО по тел. +375 17 229 19 74.

В целях развития информационного образовательного пространства Республики Беларусь, выявления и распространения лучших образцов инновационного опыта педагогических работников в разработке и использовании информационно-коммуникативных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, создания условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников Министерством образования Республики Беларусь ежегодно проводится республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет». На образовательном портале www.adu.by в разделе «Медиатека» представлен каталог творческих проектов победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (http://adu.by/?p=122), который постоянно пополняется.

К началу нового учебного года каждый первоклассник получит книгу «Беларусь – наша Родина». Подарок Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко первокласснику» авторов сопроводительных текстов, составителей Н.Г. Ваниной, Л.Ф. Кузнецовой, Т.И. Тириновой. К ней разработано электронное средство обучения (далее – ЭСО) 9 «Человек и мир. I класс. Беларусь – наша Родина». Данное ЭСО предназначено для организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных и внеклассных занятиях (классных и информационных часах, объединениях по интересам, в группе продленного дня).

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательный процесс в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – учреждения образования) в первую очередь должен быть направлен на обеспечение качества специального образования; реализацию компетентностного подхода; охрану здоровья обучающихся; соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов; создание безопасных условий при организации образовательного процесса; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности; создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).

Обращаем внимание, что учебная нагрузка учащихся первых классов учреждений образования должна увеличиваться постепенно: в начале учебного года (в сентябре) в рамках общего количества учебных часов проводятся учебные занятия по изучению учебных предметов «Введение в школьную жизнь», «Физическая культура и здоровье», «Музыка». Все учебные предметы изучаются после окончания курса «Введения в школьную жизнь». Коррекционные и факультативные занятия в I классе проводятся с 1 сентября.

Напоминаем, что расписание учебных занятий на учебную неделю составляется с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов согласно приложению 8 к Санитарным нормам и правилам для учреждений специального образования. В расписании учебных занятий в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, белорусский (русский) язык в учреждениях образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания, иностранный язык – в III-IV(V) классах; математика, русский, белорусский, иностранный языки, физика, химия – в VI(VII) - XI(XII) классах), с другими учебными предметами. Оптимально изучение таких учебных предметов на втором и третьем учебных занятиях в I-IV(V) классах, на втором, третьем и четвертом учебных занятиях в V(VI)- 10 XI(XII) классах, на первом или последнем учебном занятии – не более одного раза в неделю в одном классе. Контрольные работы в учреждениях образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях недопустимо. Максимальная допустимая учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности (вторник и (или) среда – в I-IV (V) классах; вторник, среда и (или) пятница – в V(VI) - XI (XII) классах и равномерно распределена по другим дням учебной недели.

Необходимо помнить, что непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии (при любых видах учебной деятельности) для учащихся в возрасте до 10 лет не должна превышать 10 минут, в возрасте от 11 лет – 15 минут. Незрячие дети с остаточным зрением, обучающиеся на основе рельефно-точечной системы Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу 1 - 2 раза за урок по 5 минут. Незрячие дети с полной потерей зрения должны чередовать тактильное восприятие со слуховым.

Обращаем внимание, что между учебными занятиями по учебным предметам и коррекционными и факультативными занятиями должен быть перерыв не менее 30 минут.

Напоминаем, что в специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах) и вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах) дети допускаются к общественно полезному труду с разрешения медицинских работников учреждения. Общественно полезный труд детей должен быть организован в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. N 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» не ранее чем через 1 час после окончания учебных занятий. К выполнению работ с использованием бытовых машин и приборов (стиральные машины, пылесосы и другое) допускаются учащиеся с 14 лет при условии контроля со стороны педагогических работников учреждения специального образования и проведения обязательного инструктажа по соблюдению техники безопасности.

В 2015/2016 учебном году в учебные планы специального образования на уровне общего среднего образования (за исключением 11 учебного плана первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, учебного плана второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и воспитания для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями) вводится новый учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». Изучение данного учебного предмета начинается с V класса в первом отделении специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха, с VI класса в специальных общеобразовательных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (далее – с трудностями в обучении), для детей с нарушением слуха, обучающихся во втором отделении специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха. Образовательный процесс для учащихся с нарушениями зрения, нарушениями функций опорно- двигательного аппарата может быть организован с четырехлетним и пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования.

При четырехлетнем сроке обучения учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» изучается с V класса. Образовательный процесс осуществляется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения и для детей с трудностями в обучении и учебным программам, учебно-методическим комплексам учреждений общего среднего образования, за исключением учебных программ по учебному предмету «Адаптивная физическая культура».

При организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования с пятилетним сроком обучения учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» изучается с VI класса. Напоминаем также, что изучение учебного предмета «Беларуская мова» в учреждениях образования с русским языком обучения и учебного предмета «Русский язык» в учреждениях образования с белорусским языком обучения начинается со ІІ класса по соответствующим учебным программам и учебно- методическим комплексам учреждений общего среднего образования;

изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с IV класса по соответствующей учебной программе и учебно- методическому комплексу учреждений общего среднего образования;

изучение учебных предметов «Беларуская мова» и «Беларуская літаратура» в учреждениях образования с белорусским языком обучения, «Русский язык» и «Русская литература» в учреждениях образования с русским языком обучения, «Математика», «Человек и мир» может осуществляться по учебным программам и учебным пособиям специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и трудностями в обучении; изучение учебных предметов на II и III ступенях общего среднего образования, в том числе учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», за исключением учебного предмета «Адаптивная физическая культура и здоровье», осуществляется по учебным программам и учебно-методическим комплексам учреждений общего среднего образования.

При организации образовательного процесса по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха особого внимания требует учебный предмет «Развитие речи», который направлен на развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование у них умений пользоваться речью как средством общения.

Согласно современным тенденциям образования при изучении данного учебного предмета необходимо сместить акцент с усвоения определенной суммы языковых и речевых умений на развитие коммуникативной компетенции путем формирования коммуникативных умений. На уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся коммуникативно-обусловленных высказываний, развития инициативных форм речи, практики речевого общения. В процессе речевого общения осуществляется обогащение лексического запаса учащихся, овладение лексическими средствами выразительности речи, усвоение основных морфологических и синтаксических закономерностей. Таким образом, происходит слияние и развитие умений в области использования единиц языка разных уровней иерархии: слова, предложения и текста с учётом их практической значимости для формирования и развития двух форм речевого общения – диалога и монолога. Обучение учащихся с нарушением слуха строится в рамках следующих сфер общения: игровой, социально-бытовой, учебной, трудовой, социокультурной, социально-познавательной. Темы, например, могут быть следующие: «Моя дорога в школу», «Мой день», «Мои зимние каникулы», «Помогаем взрослым убирать урожай» и т.д. Речевой материал включает в себя словарь разговорно-обиходной речи, ситуативно-тематический словарь, фразы для выражения 13 коммуникативных намерений, поручения, тексты различных жанров и стилей.

На протяжении всего периода обучения ситуативно-тематическое содержание уроков по учебному предмету «Развитие речи» выстраивается не линейно, а концентрически. Темы имеют сквозной характер и большинство из них повторяется на всех годах обучения. Возвращение к теме из класса в класс происходит на новом витке. Например, «Первый раз в первый класс» (1 класс), «Мои школьные друзья» (2 класс), «Мой любимый предмет» (3 класс). Углубляется и расширяется содержание темы на основе моделирования разнообразных жизненно важных речевых ситуаций. Повышается уровень обобщения материала. Усложняется языковое оформление речевых высказываний: растет используемый словарь, увеличивается запас употребляемых морфологических форм и синтаксических конструкций. В соответствии с выбранными темами включается материал, который позволяет организовать работу по формированию разных видов речевой деятельности: слухо-зрительное восприятие речи, говорение, чтение и письмо. Однако для живого, непосредственного общения характерна именно устная форма речи: обмен репликами, диалог, беседа. Поэтому основное внимание необходимо уделять пониманию речи и собственному речепроизводству. В содержании работы внутри тем условно выделяются следующие разделы: уточнение и обогащение словаря, формирование практических грамматических обобщений; формирование и развитие речевого общения (в устной форме); понимание и выполнение поручений; развитие диалогической речи; развитие монологической речи.

Обучение речевому общению необходимо строить с учетом коммуникативных возможностей учащихся, начиная с овладения умением понимать информацию собеседника, реагируя на нее отдельными словами и фразами, до умений вести беседу логично и связно, соединяя отдельные фразы в сверхфразовые единства текста.

Основным методом является метод практического обучения речевому общению посредством использования в образовательном процессе естественно возникающих и специально моделируемых речевых ситуаций. Педагог создает речевые ситуации в процессе выполнения учащимися различных видов деятельности, тем самым максимально приближая процесс обучения к живому общению. Моделируемые ситуации должны быть близки учащимся по жизненному опыту и отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей. Эффективно использование игровых методов обучения (дидактические и сюжетно-ролевые игры, игровые формы общения), драматизации.

В процессе овладения речевым общением у учащихся формируются социальный опыт, оценочно-эмоциональное отношение к окружающему миру, к нравственным нормам, связанным с культурой речевого общения и поведения. Обращаем внимание, что при организации образовательного процесса необходимо иметь в виду его направленность на социализацию и интеграцию учащихся с ОПФР в общество. Поэтому важнейшее значение имеет не только овладение учащимися определенными практическими умениями социально- бытового плана, но и содействие всемерному расширению социальных контактов и связей.

Образовательный процесс в центрах коррекционно- развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) организуется для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями и обеспечивает приобретение данной категорией детей основ знаний об окружающем мире, формирует у них социально-бытовую компетенцию, содействует исправлению или ослаблению имеющихся нарушений, подготавливает детей к максимально возможной для них самостоятельной жизни в обществе.

Важной составляющей становления личности ребенка-инвалида рассматривается половое воспитание. Поэтому предметом обсуждения для педагогических коллективов ЦКРОиР также должны стать вопросы полового воспитания.

В современном мире на развитие сексуальности людей оказывают значительное влияние средства массовой информации, которые часто дают искаженное и примитивное представление о половых взаимоотношениях людей. Поэтому работа, связанная с половым воспитанием лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее – лица с ТМНР), должна про- водиться в непосредственном контакте с подростками, родителями и специалистами. Мнение, что психосексуальное развитие лиц с ТМНР заторможено, подтверждают многие исследователи. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем больше поступки инстинктивного характера преобладают над осознанным целевым поведением. Половое воспитание в широком значении включает: функционирование человека в роли женщины или мужчины; осознание и принятие собственного пола (половая идентификация) и отличий от противоположного; полоролевое поведение, обусловленное биологическими и психологическими факторами; удовлетворение половых потребностей; выполнение социальных моделей поведения; ответственность за себя как за представителя определенного пола, а также за другого человека. В зависимости от представленных направлений перед сексуальным 15 воспитанием ставятся различные цели. Однако часть из них будет иметь универсальный характер. К таким целям относится следующее: формирование осознания собственной самости, своего тела, его функций; развитие осознания собственного пола, формирование элементарных навыков, связанных с необходимостью охраны отдельных частей тела, их гигиены; формирование норм поведения, принятых в обществе; обучение приемлемым способам установления контактов с противоположным полом и выражения чувств; развитие чувства естественного стыда; формирование основ знаний о функционировании человека, его развитии от зачатия до смерти, сущности брака и семьи, о функциях, которые выполняют члены семьи; развитие осознания существования опасности (связанной с возможностью сексуального насилия), исходящей от других людей; обучение умению обращаться за помощью к значимым людям, когда этого требует ситуация.

Реализация этих целей не имеет и не может иметь обязательного характера для всех учащихся. Выбор материала зависит, прежде всего, от уровня их общего функционирования. В качестве примера, который можно использовать в рамках образовательного процесса, предлагаем следующие материалы для планирования работы.

 

Учебные предметы

Темы

Подробный материал, касающийся сексуального воспитания

1. «Я и мир».

2. «Самообслуживание».

3. «Основы

жизнедеятельности»

Одевание

Подбор одежды, подходящей для данной ситуации, возраста, пола; забота о внешнем виде; ношение белья.

Личная гигиена

Навыки гигиены; интимная гигиена, сохранение естественного чувства стыда (когда нужно стыдиться, а когда нет); уход за собой (например, бритье);

использование туалетных принадлежностей и косметики.

Физиологические

потребности

Сообщение о необходимости отправления физиологических потребностей; удовлетворение сексуальных потребностей принятым в обществе способом.

Сообщение об

ощущениях,

исходящих от тела

Сообщение о возможной боли в животе, вызванной разными причинами

Самоориентация

Осознание пола; принятие пола.

Поведение в

опасных ситуациях

 

Возможность сексуального использования (когда, кто и что может сделать); защита от приставаний.

1. «Я и мир».

2. «Основы

жизнедеятельности».

3. «Социальная

адаптация».

 

Я как член семьи

Состав семьи; роль семьи; личные функции в семье; отношения мужчины и женщины в семье; формы выражения чувств; культурное поведение по отношению к членам семьи.

Я как ученик

Отношения между товарищами и между учениками и работниками центра; формы установления контакта с другими людьми; правильное поведение мальчиков по отношению к девочкам (и наоборот).

Я и другие

Соседи и знакомые и их социальные роли; сохранение дистанции по отношению к незнакомым; правильное

поведение по отношению к другим людям.

Мое здоровье

Строение и функционирование тела человека (обращая особое внимание на половые органы); изменения в организме, связанные с половым созреванием; бережное отношение к человеческому телу; этапы развития человека от зачатия до смерти; вред

некоторых поступков, ассоциирующихся со взрослой жизнью (алкоголь, сигареты, наркотики); поступки, направленные на сохранение здоровья (в том числе воздержание от совершения «плохого» выбора).

 

Я в мире культуры

Вред некоторых передач, фильмов, публикаций (проблема порнографии); совершение выбора (ценных фильмов, газет, цветных журналов); возможность снятия излишнего напряжения через

танец, движения.

Я как взрослый

Психические и физические атрибуты взрослости; права и обязанности взрослого человека; роли женщины и мужчины; дружба, любовь и их проявления.

Мое свободное

время

 

Выбор способа проведения свободного времени (в одиночестве или в обществе); культурное времяпрепровождение.

 

При организации образовательного процесса в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться нормативными правовыми документами систем специального и общего среднего образования, а также 17 методическими рекомендациями по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с ОПФР (2009), Инструктивно- методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь о преподавании соответствующих учебных предметов в 2015/2016 учебном году, разработанными для учреждений общего среднего образования.

В соответствии с нормативной правовой базой специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания открываются при наличии специальных условий, в том числе:

подготовленных педагогических кадров (учителей и учителей- дефектологов);

материально-техническом и учебно-методическом обеспечении интегрированного обучения и воспитания;

использовании специальных методик обучения;

создании адаптивной образовательной среды.

Анализ организации интегрированного обучения и воспитания на уровне общего среднего образования показывает, что вопрос создания специальных условий для обучения учащихся с ОПФР по-прежнему остается актуальным. Особого внимания требует решение задачи оптимизации сети классов интегрированного обучения и воспитания, т.е. уменьшения количества классов интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости и увеличения, соответственно, классов полной наполняемости.

В учреждениях общего среднего образования, открывших специальные и интегрированные классы, необходимо наличие:

приказа руководителя учреждения общего среднего образования;

заявлений законных представителей о зачислении в интегрированный класс. Целесообразно написание заявлений законными представителями всех учащихся класса (хранятся в личном деле учащихся). При смене классного коллектива учащимся с ОПФР (при пятилетнем сроке обучения на I ступени общего среднего образования) статус класса интегрированного обучения и воспитания приобретает другой класс с другим составом учащихся. В этом случае также необходимо наличие заявлений законных представителей всех учащихся;

свидетельства о рождении ребенка (предъявляется при зачислении);

заключения ЦКРОиР с рекомендациями об организации образовательного процесса с согласием законных представителей учащегося (хранится в личном деле учащегося);

медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья ребенка (хранится в личном деле учащегося);

учебного плана специального класса или учебного плана класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденных руководителем учреждения образования и согласованных с директором ЦКРОиР;

классного журнала (в исключительных случаях – журнал учета проведенных уроков и коррекционных занятий и посещения их учащимися);

календарно-тематического планирования по учебным предметам и коррекционным занятиям;

расписания учебных занятий и расписания коррекционных занятий, утвержденных руководителем учреждения образования;

ежедневных планов работы с учащимися с ОПФР по учебным предметам и коррекционным занятиям.

При необходимости в учреждении образования может быть создана группа психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. Это решение принимает руководитель учреждения образования. При создании группы психолого-педагогического сопровождения рекомендуется составление годового плана работы группы психолого- педагогического сопровождения детей с ОПФР с рабочими и аналитическими материалами заседания группы, заполнение индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения на каждого учащегося с ОПФР.

При составлении учебного плана класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год обращаем внимание на следующее. В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости с учащимися с ОПФР организуются коррекционные занятия и учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана специального образования на уровне общего среднего образования. На проведение коррекционных и учебных занятий в учебном плане интегрированного класса на текущий учебный год выделяются 4 или 8 учебных часов в учебную неделю на одного учащегося. Из них на коррекционные занятия выделяется не менее 1 учебного часа в учебную неделю. Оставшиеся учебные часы распределяются, как правило, на учебные занятия по учебным предметам учебного плана специального образования на уровне общего среднего образования, которые отсутствуют или не совпадают по количеству учебных часов в типовом учебном плане средней школы, и на изучение учебных предметов, вызывающих наибольшие затруднения.

В классном журнале класса интегрированного обучения и воспитания следует выделять страницы для учета проведенных учебных и коррекционных занятий с учащимися с ОПФР. На этих страницах  записи осуществляют учитель-дефектолог и учителя, имеющие педагогическую нагрузку в соответствии с учебным планом класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год (например, учитель трудового обучения, которому определено 2 учебных часа в VI классе интегрированного обучения и воспитания для работы с учащимся по учебной программе «Трудовое обучение» для VIX классов первого отделения вспомогательной школы). Учитель класса, учителя-предметники, которые проводят учебные занятия со всеми учащимися класса интегрированного обучения и воспитания, в случае несовпадения изучаемых тем оформляют записи в две строки.

Отметки за четверть учащемуся с ОПФР в классе интегрированного обучения и воспитания выставляются учителем- дефектологом по учебным предметам, которые проводятся только им. Классный руководитель переносит четвертные и годовые отметки учащегося с ОПФР со страницы, заполняемой учителем-дефектологом, на левую страницу журнала соответствующего учебного предмета и на страницу «Сводная ведомость учета результатов учебной деятельности и поведения учащихся». Если учебные занятия по отдельному учебному предмету проводятся и учителем, и учителем-дефектологом, отметка за четверть выставляется учителем только на левой странице журнала данного учебного предмета с учетом текущих отметок учителя- дефектолога.

При оформлении записи по итогам учебного года о переводе учащегося с ОПФР в следующий класс обязательно указывается учебный план специальной общеобразовательной или вспомогательной школы (переведен в III класс по учебному плану IV класса первого отделения вспомогательной школы). Обращаем внимание, что в решении педагогического совета о переводе учащихся запись оформляется полностью: «переведен в III класс интегрированного обучения и воспитания по учебному плану IV класса первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью».

Учет проведенных коррекционных занятий (проводятся в соответствии с расписанием, содержащим название коррекционных занятий, день, время и место проведения) осуществляется на соответствующей странице классного журнала, при этом вверху страницы указывается название коррекционных занятий (например, «Развитие познавательной деятельности», «Развитие эмоционально- волевой сферы», «Социально-бытовая ориентировка», «Cоциальное ориентирование» и т.п.) в соответствии с учебным планом класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год.

В случае невозможности оформить все записи в одном классном журнале может быть заведен журнал учета проведенных с учащимися с ОПФР уроков и коррекционных занятий и посещения их детьми, который заполняется в соответствии с требованиями к ведению классного журнала.

В случае, если в классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости обучается один учащийся с ОПФР, и он отсутствует, учитель-дефектолог на основании приказа руководителя учреждения образования выполняет иную работу в соответствии с функциональными обязанностями. Учет выполненной работы во время отсутствия учащегося осуществляется в учреждении образования. В классном журнале в этом случае на левой странице журнала указывается дата и делается отметка «н».

В случае необходимости замена учителя специального класса, учителя-дефектолога класса интегрированного обучения и воспитания в учреждении общего среднего образования осуществляется на тех же основаниях, что и других учителей.

Педагогическим работникам необходимо помнить, что в условиях образовательной интеграции первостепенное значение имеет совместная деятельность учащихся с ОПФР и их сверстников. Максимально используются возможности организации совместного общественно полезного труда, участия в работе кружков, секций, студий, подготовки и проведения досуговых и других мероприятий. При планировании различных мероприятий необходимо учитывать необходимость создания условий для овладения учащимися умениями социальной коммуникации со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях. Для решения задач социализации учащихся с ОПФР следует полнее использовать возможности учреждений дополнительного образования детей и молодежи. На успешность процесса социализации существенное влияние оказывает семья. Организация взаимодействия с семьей необходима для решения не только вопросов социально-бытовой подготовки учащихся, но и обоснованного выбора профессии и путей ее получения. При этом необходимо иметь в виду, что родители (лица, их заменяющие) не всегда в должной мере ориентированы в данной проблеме и им могут требоваться консультации специалистов.

Обращаем внимание, что в 2015/2016 учебном году будет продолжено изучение состояния работы по организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования:

октябрь – Могилевская область;

ноябрь – Минская область;

декабрь – Гомельская область.

Коррекция физических и (или) психических нарушений лиц с ОПФР осуществляется на коррекционных занятиях. Содержание коррекционных занятий направлено на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений учащихся. Обязательное количество учебных часов для проведения коррекционных занятий в каждом классе в учебную неделю устанавливается учебными планами специального образования. Ранее в инструктивно-методических письмах освещались особенности организации и проведении коррекционных занятий для учащихся с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционную работу с учащимися с нарушениями зрения проводит учитель, который имеет высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» (направление «Специальное образование», специальность «Тифлопедагогика») или высшее образование по профилях «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовку по направлению «Специальное образование», специальность «Тифлопедагогика». При проведении коррекционных занятияй по развитию зрительного восприятия выделяют такие направления работы, как развитие функциональных механизмов зрительного восприятия; формирование операционных механизмов зрительного восприятия (осуществление перцептивных процессов, развитие и коррекция предметных представлений, формирование навыков использования зрительных умений в различных видах продуктивной деятельности, развитие зрительных измерительных действий и др.); формирование положительной мотивации к использованию остаточного (сохранного) зрения в процессе самостоятельной жизнедеятельности.

При определении содержания коррекционной работы и способов его реализации необходимо, учитывать степень тяжести и характер зрительного заболевания. При подборе наглядного и дидактического материала следует соотносить его с задачами коррекционной работы. Так, например, целесообразно использовать:

предметы (натуральные, муляжи, модели, изображения) для формирования предметных представлений;

перфокарты, дидактические карточки для соотнесения предметов по внешним (цвет, форма, величина) и внутренним логическим признакам, соотнесение реальных изображений предметов с силуэтными, контурными изображениями, классификации предметов по выбранным признакам и др.;

классификационные таблицы сенсорных эталонов; перфокарты, ориентированные на соотнесение сенсорных эталонов между собой;

на соотнесение эталона с признаками предмета; изображения лабиринтов для формирования зрительного прослеживания и поиска.

На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия можно использовать специализированную обучающую компьютерную программу «Мир в рисунках».

Коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности направлены на организацию полноценного взаимодействия учащихся с нарушениями зрения с реальным миром вещей: применение или преобразование их на основе использования сформированных способов познавательной деятельности. Это взаимодействие усложняется и расширяется по мере развития восприятия, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно- логического мышления школьника, обеспечивая ему возможность адаптации к жизни без зрения или в условиях его резкого ограничения. На коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности формируются основные способы познавательной деятельности: способы работы с реальными объектами и изображениями (наблюдение, рассматривание); способы работы с текстом (активное слушание, рассказывание, работа с печатным текстом); способы выполнения действий (моделирование, экспериментирование). При проведении коррекционных занятий необходимо соотносить формируемый способ познавательной деятельности с источником информации (например, наблюдение – природное явление, рассматривание – иллюстрация, видеофильм, моделирование – мнемотаблицы и т.д.). Дидактическими средствами могут выступать не только естественные предметы и объекты, но и их изображения, аудио- и видеоматериалы, электронные энциклопедические справочники; специализированная обучающая компьютерная программа по развитию познавательной деятельности младших школьников с нарушениями зрения «Я и мир вокруг». Формирование вышеуказанных способов познавательной деятельности активизирует умения учащихся с нарушениями зрения самостоятельно получать и анализировать информацию об окружающем мире.

В процессе обучения пространственному ориентированию и мобильности необходимо использовать наглядные (рельефные пособия, схемы и планы пути, макеты помещений и улиц и др.) и технические средства (лупы, телескопические системы, монокуляры, комментаторы пути и т.д.). Неотъемлемым средством передвижения в пространстве для детей с нарушениями зрения является трость. Обучение сложным моторно-двигательным умениям и навыкам  передвижения в пространстве с помощью трости требует овладения основными приемами пользования тростью: способами захвата, удержания; маятниковыми движениями; диагональными движениями и т.д

Разработано компьютерное сопровождение обучения пространственному ориентированию и мобильности детей с нарушениями зрения, которое включает четыре раздела: «Предлоги», «Ряды и столбики», «Форма», «Я ориентируюсь».

Учитывая значение сохранных анализаторов в пространственном ориентировании и мобильности детей с нарушениями зрения, следует обратить особое внимание на их активное и целенаправленное использование. Успешность социального включения детей школьного возраста с нарушениями зрения в общество во многом зависит от их способности самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах. Систематическое закрепление приобретенных умений и навыков пространственного ориентирования и мобильности детей с нарушениями зрения осуществляется посредством взаимодействия педагогов и родителей. Особое внимание на коррекционных занятиях по пространственному ориентированию и мобильности следует уделять психологической подготовке учащихся с нарушениями зрения, выработке у них способов поведения в стрессовых ситуациях: навязывание помощи другим человеком, потеря ориентира, неожиданное появление препятствия и т.п.

При организации коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке необходимо обеспечить наглядно-действенный характер обучения через включение обучающихся с нарушениями зрения в реальную практическую деятельность на занятиях. Это создаст наиболее благоприятные условия для восприятия разнообразных объектов и действий, обнаружения существующих между ними взаимосвязей и, соответственно, приобретения собственного практического опыта. Актуальным остается организация игрового взаимодействия на занятиях по социально-бытовой ориентировке (дидактические игры, разыгрывание имеющихся в опыте проблемных ситуаций). Подобная форма организации деятельности позволяет многократно воспроизводить определенные способы деятельности, осознавать их технические особенности и социальное содержание (правило, норма, требование). Коррекционную работу на занятиях по социально-бытовой ориентировке необходимо направлять на развитие внутренних ресурсов личности обучающихся (внутренней мотивации к практической утилитарной деятельности, ценностного отношения к своей деятельности и ее результатам). Следует обращать особое 24 внимание на развитие компенсаторных умений алгоритмизации, интеллектуализации и рефлексии в практической деятельности. Алгоритмизация деятельности позволяет адекватно расчленять практическую деятельность на этапы, наполнять их содержанием и устанавливать порядок реализации. Интеллектуализация практической деятельности направлена на формирование умений логической обработки информации: анализ, сравнение, группировку, установление количественных, пространственных, временных, смысловых связей и отношений. В качестве рефлексивных умений, выполняющих компенсаторную функцию на занятиях по социально-бытовой ориентировке, выступают умения анализировать и оценивать условия организации деятельности, осуществлять оценку процесса деятельности, ее результата, осознать общественный смысл собственной деятельности, устанавливать «разрыв» между имеющимися теоретическими знаниями и практическим опытом. Важно не столько участие обучающегося в деятельности, организуемой педагогом, сколько его активность, самостоятельность и заинтересованность, проявленных в этой деятельности. В связи с этим актуальным является использование сочетания методов обучения (словесных, наглядных, практических) с методами воспитания и самовоспитания, что стимулирует учащихся с нарушениями зрения к осмысленному обнаружению резервов собственного опыта, ведению поиска необходимых средств организации успешной деятельности, востребованию и развитию своих внутренних ресурсов, выработке индивидуального стиля продуктивной деятельности, опираясь на промежуточную оценку своих действий и итоговый анализ результатов деятельности. На занятиях должны быть максимально востребованы натуральные предметы и объекты, которые непосредственно находятся в опыте функционирования обучающихся; различные виды алгоритмов, памяток. Рекомендуется специализированная обучающая компьютерная программа по развитию социально-бытовой ориентировки младших школьников с нарушениями зрения «Делаю сам».

Все перечисленные специализированные обучающие компьютерные программы разработаны кафедрой тифлопедагогики факультета специального образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка и получить их можно обратившись на кафедру тифлопедагогики.

В процессе коррекционной работы необходимо обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: учителя класса, воспитателя, родителей при координирующей роли учителя- дефектолога. Учитель-дефектолог осуществляет работу по формированию знаний и умений практической деятельности,  компенсаторных умений. Учитель на уроках по учебным предметам, например, «Человек и мир», «Литературное чтение», формирует эмоционально положительное отношение к практической деятельности, осознание необходимости качественного, самостоятельного ее выполнения. Воспитатель осуществляет отработку и закрепление формируемых знаний и умений, в том числе и компенсаторных, в повседневной жизнедеятельности. Включение родителей в процесс обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушениями зрения осуществляется путем привлечения их к выполнению домашних заданий вместе с детьми. Для родителей необходимо готовить рекомендации и задания на выходные дни, в период каникул: о строгом соблюдении режима дня, об определении для ребенка круга обязанностей по дому и их выполнению и др.

V. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для организации деятельности методических формирований учителей-дефектологов, педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования, в 2015/2016 учебном году предлагается единая тема «Реализация принципа дифференцированного обучения в работе с детьми с особенностями психофизического развития». В рамках методической работы необходимо проработать вопросы эффективности образовательного процесса, использования различных форм, методов и средств обучения и организации учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Более подробные рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями-дефектологами, педагогическими работниками, реализующими образовательные программы специального образования, в 2015/2016 учебном году будут размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (далее – АПО) (www.academy.edu.by) в разделе «Управление учебно- методической работы».

Одним из важнейших направлений непрерывного образования педагогических работников системы специального образования является повышение квалификации.

В АПО повышение квалификации кадров образования во втором полугодии 2015 года предусмотрено факультетами профессионального развития руководящих работников образования, профессионального развития специалистов образования по трем основным направлениям:

1. Повышение квалификации руководящих работников и педагогов учреждений образования, работающих в условиях  интегрированного обучения и воспитания, и не имеющих дефектологического образования:

заместителей директоров по учебной работе учреждений общего среднего образования, курирующих классы интегрированного обучения и воспитания, по теме «Организация образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития» (12.10.2015- 16.10.2015).

2. Повышение квалификации руководящих работников, воспитателей учреждений специального образования:

директоров и заместителей директоров специальных общеобразовательных и вспомогательных школ по теме «Эффективный менеджмент функционирования и развития учреждений специального образования» (23.11.2015-27.11.2015);

3. Повышение квалификации учителей-дефектологов:

учителей-дефектологов классов интегрированного обучения и воспитания (07.09.2015-11.09.2015; 05.10.2015-09.10.2015);

учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования (28.09.2015- 02.10.2015; 26.10.2015 - 30.10.2015).

Предусмотрено повышение квалификации на платной основе обучения:

учителей-дефектологов, воспитателей учреждений специального образования по теме «Технология обобщения, описания и представления эффективного опыта педагогической деятельности» (19.10.2015-23.10.2015). Прохождение такого повышения квалификации рекомендуется при подготовке к сдаче квалификационного экзамена на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории;

специалистов ЦКРОиР по теме «Содержание и организация ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития» (02.11.2015-06.11.2015);

учителей-дефектологов по теме «Специфика коррекционно- педагогической помощи детям с кохлеарными имплантами» (16.11.2015-20.11.2015).

Управлением учебно-методической работы АПО в целях повышения профессиональной компетентности педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования, в том числе в условиях интегрированного обучения и воспитания, планируется проведение обучающих курсов (тематических семинаров) на платной основе обучения:

для заместителей директоров учреждений общего среднего образования «Организация работы в условиях класса интегрированного обучения и воспитания» (29.09.2015 – 01.10.2015);

для педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, «Формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития» (20.10.2015 – 22.10. 2015).

В 2016 году в АПО планируется реализовывать повышение квалификации в рамках указанных направлений и тем с упором на методики обучения и коррекционной работы:

учителей начальных классов вспомогательных школ, учителей и учителей-дефектологов классов интегрированного обучения и воспитания по теме «Современные методики обучения и коррекционной работы с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью»;

учителей начальных классов специальных общеобразовательных школ, учителей и учителей-дефектологов классов интегрированного обучения и воспитания по теме «Современные методики обучения и коррекционной работы с учащимися с нарушениями зрения, с учащимися с нарушением слуха»;

учителей начальных классов специальных общеобразовательных школ, учителей и учителей-дефектологов классов интегрированного обучения и воспитания по теме «Современные методики обучения и коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении, с учащимися с тяжелыми нарушениями речи»;

учителей-дефектологов специальных общеобразовательных школ, специальных дошкольных учреждений, пунктов коррекционно- педагогической помощи учреждений дошкольного и общего среднего образования, групп и классов интегрированного обучения и воспитания по теме «Использование средств логопедической ритмики в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога»;

учителей-дефектологов, воспитателей, работающих с детьми с нарушением слуха, по теме «Формирование коммуникативных умений у детей с нарушением слуха».

Уточнять тематику и сроки повышения квалификации в 2016 году на бюджетной и на платной основе необходимо на сайте АПО, а также по телефону:8-017 285-78-44.

В АПО в 2015 году будет осуществляться набор в группы переподготовки по специальностям «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» (квалификация «учитель- дефектолог») и «Логопедия» (квалификация «учитель-логопед»). В

Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее - ИПКиП БГПУ) во втором полугодии 2015 г. будут реализовываться следующие образовательные программы повышения квалификации:

основы документационного обеспечения управления учреждением образования (21.09.2015-25.09.2015);

педагогический опыт: теория и практика описания и представления (30.11.2015-04.12.2015).

В 2016 году планируются к реализации следующие образовательные программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов:

деятельность педагога социального в учреждении специального образования;

диагностика и коррекция дизартрии у детей;

диагностика и коррекция нарушений письма и чтения у детей;

диагностика и коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей;

интерактивная доска: создание образовательного продукта;

информационные технологии как средство логопедической работы;

использование обучающих компьютерных программ в системе коррекционно-педагогической работы по формированию социально- бытовой компетентности детей с особенностями психофизического развития;

коррекционная работа с детьми с кохлеарными имплантами;

методы арт-педагогики (нетрадиционные техники получения изображения, сказкотерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия);

организация и сопровождение трудовой занятости лиц с особенностями психофизического развития в условиях ЦКРОиР и территориального центра социального обслуживания населения;

организация трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

педагогические инновации в инклюзивном образовании;

педагогический опыт: теория и практика описания и представления;

планирование работы по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников;

профориентация учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания;

система работы с детьми с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

создание и использование мультимедийных учебно-методических материалов;

создание электронных средств обучения для детей с ОПФР.

Обращаем внимание на возможность проведения учебных занятий с группами (25-30 чел.), полностью укомплектованными педагогическими работниками одного учреждения образования (района, города), по согласованию с администрацией учреждения образования, на его базе в период каникул (1-2 раза в неделю), а также на базе ИПКиП БГПУ.

По окончании обучения выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

Заявки на повышение квалификации, обучающие курсы и стажировку педагогических работников в ИПКиП БГПУ (на бюджетной и платной основах обучения) с указанием образовательной программы по приведенным выше тематикам необходимо направлять по адресу: 220116 г. Минск, ул. Голубева, 26/2, ИПКиП БГПУ; по тел./факсу: 277- 10-90, 380-25-76 или по электронной почте: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Дополнительная информация размещена на сайте www.ipkip.by.

В новом учебном году планируется проведение следующих республиканских мероприятий:

республиканское совещание к началу учебного года «Организация инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития», сентябрь 2015 г.;

республиканский научно-практический семинар «Моделирование образовательного пространства для организации взаимодействия учащихся с нарушением слуха и слышащими учащимися», октябрь 2015 г.;

республиканский семинар-практикум «Содержательные аспекты подготовки к конкурсу «Современные технологии в специальном образовании», декабрь 2015 г.

Обращаем внимание на возможность размещения материалов из опыта работы с детьми с особенностями психофизического развития, авторских разработок на сайте asabliva.by в разделе «Asablivым специалистам»/ «Методическая помощь»/ «Методическая копилка для специалистов» или «Педагогический опыт». Материалы для размещения необходимо направлять по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript с указанием целевой группы педагогических работников.

В 2015/2016 учебном году необходимо использовать возможности ресурсных центров, функционирующих в учреждениях специального образования, для повышения профессиональной компетенции педагогических работников, работающих с учащимися с ОПФР. Так, за время работы ресурсного центра на базе Вилейской специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи стали традиционными семинары-практикумы для педагогов, работающих как в самой школе-интернате, так и в классах интегрированного обучения и воспитания Минской области (например, по темам «Чтение как вид учебной деятельности», «Пути совершенствования коррекционной работы с учащимися с тяжелыми нарушениями речи», «Компетентностный подход в коррекционной работе», «Формирование общеучебных умений у учащихся с тяжелыми нарушениями речи», «Планирование занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на І ступени общего среднего образования» и др.). Материалы данных семинаров, а также методические разработки учителей школы регулярно размещаются на веб-сайте данного учреждения образования (http://vileyka-internat.ihb.by).

Сайты ресурсных центров, как и учреждений специального образования в целом, могут стать одним из эффективных сетевых инструментов, взятых на вооружение современной системой образования, ориентированной на инклюзивные подходы. Данные сайты являются источником информации об опыте работы с разными категориями детей с ОПФР через размещение методических материалов, электронных портфолио и пр. Перспективной формой сетевого взаимодействия, которое направлено на обновление и развитие инновационных педагогических практик, связанных с обучением и воспитанием детей с ОПФР, является проведение семинаров, круглых столов, методических объединений, консультаций (в том числе виртуальных с использованием веб-сайта учреждения специального образования).

Напоминаем, что информация о значимых мероприятиях, состоявшихся в регионе, предоставляется для размещения на сайте отдела специального образования Министерства образования Республики Беларусь asabliva.by по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript в течение 3 рабочих дней после их проведения, анонс планируемых – не менее, чем за неделю до проведения. Материалы оформляются в виде отдельного файла, они должны быть достоверны и грамотны, фото детей досылаются с согласия их законных представителей. Для внесения изменений в Каталог образовательных учреждений сайта областным управлениям образования, комитету по образованию г. Минска необходимо до 1 октября текущего года предоставлять уточненные сведения об учреждениях специального образования региона.

 

Приложение

Перечень учебников и учебных пособий для учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, выпуск которых планируется в 2015 году

Для первого отделения вспомогательной школы с белорусским языком обучения

Змушко А.М., Дзенісевіч Л.Р. Беларуская мова, VI клас;

Грыханаў У.П., Піваварчык Ж.Г. Матэматыка, VII клас;

Лещинская Т.Л., Анискевич С.С. Русский язык и чтение, VIII класс;

Грыханаў У.П., Піваварчык Ж.Г. Матэматыка, VIII клас;

Серадзінская В.Х. Біялогія. Жывёлы, VIII клас;

Малчанава Г.У. Гісторыя Беларусі/ пад рэд. В.А.Фядосіка, VIII клас;

Лапко В.М., Тупенка Н.У. Элементы камп'ютарнай граматы, VIII клас;

Лещинская Т.Л., Анискевич С.С. Русский язык и литературное чтение, IX класс;

Малчанава Г.У., Гламбоцкі П.М. Гісторыя Беларусі/пад рэд. В.А.Фядосіка, IX клас;

Серадзінская В.Х. Біялогія. Чалавек і яго здароўе/пад рэд. Д.Б. Сандакова, IX клас;

Лапко В.М., Тупенка Н.У. Элементы камп'ютарнай граматы, IX клас;

Серадзінская В.Х. Біялогія. Прырода і чалавек, X клас.

Для первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения:

Змушко А.М. Беларуская мова і чытанне, VI клас;

Бобла И.М. и др. Литературное чтение, VIII класс;

Гриханов В.П., Пивоварчик Ж.Г., Математика, VIII класс;

Молчанова Г.В. История Беларуси/ под ред. В.А. Федосика, VIII класс;

Лещинская Т.Л. Черкас О.Л. Русский язык, IX класс;

Серединская О.Х. Биология. Человек и его здоровье/под ред. Д.Б. Сандакова, IX класс;

Молчанова Г.В., Гламбоцкий П.М. История Беларуси /под ред. В.А. Федосика, IX класс;

Лапко О.Н., Тупенко Н.В. Элементы компьютерной грамоты, IX класс;

Лещинская Т.Л. и др. Русский язык, X класс;

Серединская О.Х. Биология. Природа и человек, X класс.

Для первого отделения вспомогательной школы с белорусским и русским языками обучения:

Каханович И.П., Каханович Л.Г. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь, ч. 1, II класс;

Каханович И.П., Каханович Л.Г. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь, ч. 2, II класс;

Шинкаренко В.А. Трудовое обучение, II класс.

Для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с белорусским языком обучения:

Дрозд У.Л. і інш. Матэматыка, ч. 1 (для работы ў класе), I клас;

Дрозд У.Л. і інш. Матэматыка, ч. 2 (для работы ў класе), I клас;

Альфер М.В., Сафонава А.П. Беларуская мова. Рабочы сшытак, II клас;

Серадзінская В.Х. Чалавек і свет. Рабочы сшытак, II клас.

Для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи с белорусским языком обучения:

Мулица Е.А., Хвойницкая В.Ч. Русский язык и чтение, VI класс.

Для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским языком обучения:

Новикова Л.А., Розум Л.Г. Букварь (для работы в классе), I класс;

Новикова Л.А., Розум Л.Г. В мире звуков, I класс;

Новикова Л.А., Олешкевич В.И. Пропись 1, I класс;

Новикова Л.А., Олешкевич В.И. Пропись 2, I класс;

Новикова Л А., Олешкевич В.И. Пропись 3, I класс;

Дрозд В.Л. и др. Математика, ч. 1 (для работы в классе), I класс;

Дрозд В.Л. и др. Математика, ч. 2 (для работы в классе), I класс.

Для специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха (второе отделение):

Григорьева Т.А. и др. Человек и мир, I класс;

Григорьева Т.А. и др. Человек и мир. Рабочая тетрадь, I класс;

Бондарь Ж.А. и др. Предметно-практическое обучение (для работы в классе), V класс.

Для специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения (издания на основе рельефно-точечной системы Брайля):

Вдовиченко В.М., Ковальчук Т.А. Человек и мир, I класс;

Валынец Т.М. і інш. Беларуская мова, ч. 1, III клас;

Валынец Т.М. і інш. Беларуская мова, ч. 2, III клас;

Лапицкая Л.М. и др. Английский язык, ч. 1, III класс;

Лапицкая Л.М. и др. Английский язык, ч. 2, III класс;

Будько А.Ф., Урбанович И.Ю. Немецкий язык, ч. 1, III класс;

Будько А.Ф., Урбанович И.Ю. Немецкий язык, ч. 2, III класс;

Латотин Л.А., Чеботаревский Б.Д. Математика, ч. 1, V класс;

Латотин Л.А., Чеботаревский Б.Д. Математика, ч. 2, V класс;

Василевская Е.И. и др. Химия, IX класс;

Будько А.Ф., Урбанович И.Ю. Немецкий язык, XI класс;

Ельницкий А.П., Шарапа Е.И. Химия, XI класс.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Баннер

Официальный сайт Государственного учреждения образования "Дубровская средняя школа Лельчицкого района". Регистрационный номер 79364. Дата регистрации 25.06.2013 г.